Кассация

Наверное каждый из нас слышал о том, что при несогласии с судебным решением его можно обжаловать. Кассация – одна из форм обжалования судебного вердикта. Как и при каких обстоятельствах можно подать кассационную жалобу – расскажем в данной статье. 

Предмет обжалования

В кассационном порядке можно обжаловать вступившие в законную силу решения суда местных и других судебных инстанций с соблюдением правил апелляционного обжалования. 

Постановления специализированной коллегии Верховного Суда пересматриваются в кассационном порядке Верховным Судом. 

При этом подать кассационную жалобу можно не всегда. Не подлежат обжалованию в указанном порядке следующие судебные решения:

– решения по делам, которые были рассмотрены в упрощённом порядке, в соответствии с главами 12 и 13 ГПК РК;

– решения принятые в ходе урегулирования судебного конфликта в порядке медиации или с помощью подписания мирового соглашения;

– решения принятые в отношении имущественных интересов физических лиц, в случае если сумма иска составляет меньше 2000 МРП;

– решения принятые в отношении имущественных интересов юридических лиц, в случае если сумма иска составляет меньше 30 000 МРП;

– в случае если рассмотрение дела было завершено в связи с отказом от искового заявления;

– в связи с принятием решения по принятию мер, направленных на предотвращение банкротства. 

«Банкротство юридических лиц»

 

Как и в каких случаях можно подать кассационную жалобу без соблюдения сроков обжалования? 

Если апелляционный порядок обжалования не был соблюдён – пересмотр дела в кассационном порядке возможен по представлению Председателя Верховного Суда и протесту Генерального Прокурора в следующих случаях:

– если исполнение судебного решения влечёт за собой причинение вреда для жизни и здоровья людей; 

– если исполнение судебного решения влечёт за собой причинение вреда экономике и безопасности Республики Казахстан; 

– если судебное решение способствует нарушению прав и законных интересов кого-либо;

– в случаях, когда принятое постановление нарушает единообразие в толковании и применении судами норм права.

Срок подачи жалобы на определения, постановления суда апелляционной инстанции составляет шесть месяцев с момента его вступления в законную силу.

Если срок отведённый на обжалование судебного акта был пропущен – его можно восстановить в судебном порядке.

«Апелляционная жалоба»

Кассационная жалоба: что указать? 

В кассационной жалобе необходимо указывать следующую информацию: 

– название судебной инстанции которой адресовано ходатайство;

– данные лица, подающего жалобу;

– место жительство или место регистрации составителя; 

– сведения обо всех участниках судебного конфликта с указанием данных об их месте жительства или нахождения; 

– сведения о предыдущих рассмотрениях дела в первой, апелляционной инстанциях и содержание принятых в ходе их рассмотрения решений;

– сведения о характере правонарушения, ставшего предметом судебного конфликта; 

– в случае если кассационная жалоба подаётся по основаниям, предусмотренным ст. 438 ГПК РК, в ней необходимо указать, в чем состоит исключительность основания для пересмотра судебных актов.

Если кассационная жалоба направляется в интересах лица, не участвовавшего в судебном разбирательстве, в жалобе стоит указать, какие именно права были нарушены оспариваемым судебным актом. Если ходатайство до этого подавалось в суд кассационной инстанции и было возвращено, необходимо указать причины возврата.

Подать кассационное ходатайство можно онлайн, на сайте электронного правительства граждан. 

При электронной подаче ходатайства, его необходимо удостоверить электронной цифровой подписью (ЭЦП) лица, от имени которого оно подаётся.

Также, к электронному ходатайству следует прикрепить копии всех необходимых документов, включая квитанцию об оплате госпошлины (размер взноса устанавливается Налоговым кодексом Республики Казахстан).