При оказании услуги продавец нередко требует внесения аванса, то есть оплатить часть стоимости. Однако иногда потребитель решает отказаться от оказания услуги. Можно ли в таких случаях вернуть аванс, и как это сделать?
Как вернуть аванс по действующему законодательству?
Если исполнитель услуг не выполнил свои обязательства, потребитель может направить ему уведомление с требованием вернуть предоплату и указанием на последствия (начисление штрафа, пени). В ст. 353 ГК РК предусмотрена ответственность за использование чужих денег. В этом случае взимается неустойка. При судебном разбирательстве суд вынесет решение об удовлетворении требований потребителя.
В письменном уведомлении укажите статью гражданского законодательства, а также факт, что документ является досудебной мерой разрешения конфликта. Вот основная информация, которую нужно указать в документе:
Если продавец проигнорировал ваше требование в течение 10 дней, вы имеете право составлять исковое заявление в суд. К документу обязательно приложите доказательства внесения предоплаты (кассовый чек, ксерокопия договора). После изучения обстоятельств дела суд примет решение. Как правило, большинство компаний стараются урегулировать вопрос до передачи дела в суд, поскольку, если истец выиграет дело, он не только получает аванс, но и может потребовать возмещение морального ущерба, кроме того, суд обяжет возместить ответчика все судебные расходы.
Таким образом, аванс представляет собой предварительную оплату товара или услуги. В случае отказа от оказания такой услуги аванс полностью возвращается. Это отличает его от задатка, который выполняет обеспечительную функцию и не возвращается при нарушении покупателем условий соглашения и отказе от оказания услуги.