На сегодняшний день количество случаев мошенничества в интернете неуклонно растёт. Деньги могут быть украдены как с помощью выяснения личных данных граждан, так и при помощи более сложных технических решений (например, с использованием фишинговых сайтов). Подробнее о самых популярных способах мошенничества с банковскими картами читайте здесь.
Разные способы обмана предполагают разные последствия для обманутых граждан, но общий итог киберпреступлений всегда один – ваши деньги уходят на счета преступников.
Что делать, если вы стали жертвой мошенников? В каких случаях банк сможет вернуть вам украденные деньги?
Прежде всего, стоит обратить внимание на характер случившегося. Если вы сами перечислили мошенникам деньги (пусть и под действием обмана) – сотрудники банка не смогут вам помочь.
Например, вы хотели провести сделку через популярный сайт купли-продажи и наткнулись на мошенников, которым сами перечислили деньги.
Или вам позвонили якобы сотрудники банка и попросили назвать данные карты, включая номер и CVC-код, а после со счёта были списаны все ваши сбережения. В этих случаях вы не сможете претендовать на компенсацию утерянных денежных средств от банка, так как утечка конфиденциальных данных при этом сугубо ваша ответственность.
А вот в случае утечки данных банковской карты не по вине владельца – вполне можно претендовать на возврат денежных средств.
В эту категорию попадают случаи, когда с вашей карты неожиданно списываются деньги за товары или услуги, которые вы не приобретали. При этом вы должны быть уверенны, что не сообщали свои данные третьим лицам самостоятельно.
Попасть в руки мошенников секретные данные могут через плохо защищённые платежные системы сайтов. Покупка товара на ненадежном сайте может стать причиной утечки личной информации о банковском счёте и последующей потери денег.
1. Если вы не сообщали личные данные мошенникам и уверены в этом – вы можете попытаться вернуть украденные деньги. Как это сделать?
2. Для начала необходимо заблокировать карту, с которой были украдены средства. Для этого лучше всего в самые кратчайшие сроки позвонить в банк и сообщить менеджеру о возникшей проблеме и вашем желании перевыпустить карту.
3. Затем стоит посетить отделение банка, и составить заявление в свободной форме. Постарайтесь изложить ситуацию как можно подробнее. Укажите детали транзакции, название компании и номер счёта на который были переведены деньги, если это возможно установить самостоятельно.
4. Оформите утилизацию «ненадежной» карты. При этом сотрудник банка должен выдать подтверждающий документ (акт), фиксирующий факт утилизации. Это будет доказательством того, что карта не утеряна и не украдена (а значит, вашей вины в утечке данных нет).
5. Заполните предложенную сотрудниками банка форму, в которой необходимо указать причину блокировки счёта и все транзакции, которые предположительно совершили мошенники. Данный документ необходим для начала процесса chargeback, при котором банк может оспорить операции по карте. Возможных оснований снований для оспаривания транзакций на самом деле не так уж мало: оспорить можно как транзакции мошенников, так и случаи двойного списания денежных средств со счёта; ситуации, когда сумма операции отличалась от реальной стоимости покупки; несостоявшиеся покупки (вы оплатили товар, но не получили его) и так далее.
6. После посещения банка можно увеличить шансы на возврат денежных средств, обратившись в департамент защиты прав потребителей финансовых услуг Национального банка РК.
7. Помимо прочего, вы имеете право обратиться в полицию. Вероятность того, что мошенники будут пойманы достаточно мала, так как, зачастую, киберпреступники действуют из других стран и привлечь их к ответственности достаточно сложно. Однако стоит понадеяться на благоприятный исход. Помимо прочего, сообщение о мошеннических действиях может повлиять на информационную работу с казахстанцами и сократить случаи мошенничества.