Как вернуть деньги за отменённый авиарейс?

Появление коронавируса и последовавшая за этим серия локдаунов во всем мире способствовали отмене множества авиарейсов. Вылеты повсеместно отменялись как в период введения чрезвычайного положения, так и при последующих соблюдениях карантинных мер. 

Правительство Республики Казахстан обязало авиакомпании страны вернуть деньги за отменённые в период пандемии авиарейсы. При этом, возврат должен происходить в полном объеме и без начисления штрафов. Однако, далеко не всем пострадавшим удалось возместить убытки. 

Что делать, если авиакомпания отказывается возвращать деньги? Как решать вопрос с зарубежными авиакомпаниями? Отвечаем на самые актуальные вопросы, связанные с отменой авиарейсов. 

Как и когда можно оформить возврат билетов? 

Оформить возврат авиабилетов можно, как вынужденно, если рейс был отменён компанией, так и по личным причинам. Так как в первом случае вина за отменённый рейс лежит на руководстве авиакомпании – вам обязаны возместить полную стоимость неликвидного билета, или предоставить возможность выбрать другой рейс (на другую дату). 

В случае отмены рейса по личным причинам – возврат происходит в рамках выбранного вами тарифа и политики авиакомпании. Пассажир обязан ознакомиться с данными правилами ещё до покупки билета, условия чаще всего размещаются на сайте компании, отправляются на электронную почту покупателя вместе с билетом, или сообщаются в кассе продаж, если вы приобретаете билеты очно. Некоторые билеты возврату или обмену не подлежат, о чем пассажир уведомляется заранее. В случае, если билет возвратен, авиакомпания имеет право наложить штраф за возврат или обмен билета. 

Когда деньги поступят на карту, если возврат одобрен авиакомпанией? 

Сумма, которая должна поступить на счёт заявителя рассчитывается с учётом возможных штрафов от авиакомпании (в случае оформления возврата по личным причинам). Согласно правилам платежных систем Visa/MasterCard/American Express, деньги будут зачислены на счёт, с которого производилась оплата. Срок начисления составляет от двух до тридцати рабочих дней (точный срок зависит от банка, который выпустил карту) с момента запуска процесса отмены/возврата.

Как правило, начисление денежных средств происходит в день оформления заявления на возврат или в течение трёх дней после этого. Оформив заявление на возврат денежных средств вы можете уточнить информацию о сроках начисления обратившись в банк.

Что делать, если авиакомпания отказывается возвращать деньги при вынужденном возврате?

Бывают ситуации, когда авиакомпания сама отменяет рейс. (Например, в период введения локдаунов по всему миру тысячи рейсов были отменены без возможности перенести дату поездки). В этом случае авиакомпания обязана вернуть вам деньги или предложить приемлемую альтернативу — например, обменять недействительный билет на любой другой открытый рейс той же авиакомпании (в пределах суммы сгоревшего билета, с возможной доплатой). Во время карантина, многие зарубежные авиакомпании предлагали воспользоваться ваучерной системой. В этом случае пассажир отменённого рейса мог забрать сертификат на сумму сгоревшего билета, чтобы в дальнейшем воспользоваться им при бронировании места на другой рейс этой же компании. 

Но что делать, если вы составили заявление на возврат билета, а авиакомпания все равно не возвращает деньги? 

В этом случае придётся взыскивать утраченные деньги в судебном порядке. Для этого можно либо самостоятельно направить иск на имя руководства авиакомпании, либо обратиться в Комитет защиты прав потребителей РК (КЗПП). Лучше всего воспользоваться вторым вариантом, так как в этом случае увеличиваются шансы на благоприятный исход дела. 

Чтобы действовать совместно с КЗПП необходимо заполнить соответствующее заявление на портале электронного правительства. 

К заявлению необходимо прикрепить следующие документы: 

  • копию документа, удостоверяющего личность (удостоверение личности, паспорт, свидетельство о рождении);
  • выписку с банковского счёта, подтверждающую факт оплаты билетов;
  • копию билета за отменённый рейс;
  • справку, содержащую информацию о банковских реквизитах заявителя;
  • документы, подтверждающие факт безрезультатного обращения в авиакомпанию (скриншоты, фото и видео материалы).