Столкнуться с проблемой может каждый. Кратко опишем, что следует поступить, оказавшись жертвой аферистов.
О фактах мошенничества много говорят, часто пишут, советуют беречь свой паспорт и персональные данные. Но должником сегодня можно оказаться, никогда не вступая в кредитные отношения с банками, не будучи знакомым с микрофинансовыми организациями, никому не сообщая сведений о себе. Достаточно просто однажды проявить невнимательность. Такая история произошла с моей соседкой совсем недавно. Получая в почтовом отделении посылку, Людмила забыла там паспорт. Спохватилась через неделю, когда позвонили и предложили забрать документ.
Рассказала мне о случившемся, сетовала на свою невнимательность и благодарила сотрудников почты. Вопрос, откуда им стал известен номер мобильного телефона женщины, у нас возник позже. Случай почти забылся, сменившись чередой повседневных забот. Но через месяц Людмиле позвонил молодой человек, представился сотрудником МФО и сообщил, что истекает срок возвращения займа. Соседка, не дослушав, сбросила звонок, посчитав ошибкой или розыгрышем.
Но когда это стало повторяться по два раза в день, добавились СМС, Людмила всерьез забеспокоилась. Решили посоветоваться со знакомым юристом и начали действовать по его рекомендации. Когда поступил очередной звонок, включили диктофон, и соседка стала спрашивать, как называется кредитная организация, когда взят займ, какова сумма долга, как подавалась заявка. Так мы узнали наименование МФО и дату оформления кредита в размере 50 тыс. руб.
Позвонив туда, выяснили, что в заявке были указаны данные паспорта соседки, приложено ее фото, но внесены реквизиты карты другого лица, на которую перевели деньги. Интересно, что первоначально фигурировал другой номер телефона. Впоследствии его заменили принадлежащим Людмиле. Вероятно, после получения денег. В этот момент стало ясно, что оставленным паспортом воспользовались аферисты. Сотрудники МФО, узнав, что займ женщина не брала, оставили заявление в службе безопасности и посоветовали обратиться в полицию.
Что было сделано незамедлительно. В отделении внутренних дел Людмила написала заявление с указанием всех подробностей, начиная с оставления паспорта на почте до назойливых звонков. Копию полученного подтверждения с приложенным заявлением отправила заказным письмом по адресу кредитной организации. Оказавшись в почтовом отделении, она попыталась найти сотрудницу, звонившую об оставленном паспорте.
Выяснилось, что документ в открытом конверте был опущен в почтовый ящик, к нему прикреплен листок с напечатанным номером телефона Людмилы. Получается, паспорт находился в чужих руках 6 дней. После обращения в МФО и отделение полиции звонки прекратились. Дней через 10 из кредитной организации поступило сообщение, что задолженность аннулирована и информация об этом направлена в Бюро кредитных историй.
Желая удостовериться в этом, мы обратились с запросом в Центральный каталог Банка России, чтобы узнать, числится ли Людмила в качестве заемщика. Выяснилось, что нет. История вроде закончилась благополучно, без материальных потерь, женщина «отделалась легким испугом». Но не только она, все окружающие извлекли серьезный урок из происшедшего: одно дело, когда мошенничество происходит где-то, другое-с близким человеком.
Людмила сменила паспорт. Я решила, что персональные данные буду давать лишь в случаях крайней необходимости, внимательно читая подписываемые документы.