Арендное жилье: кто и на каких основаниях может его получить?

Арендное жилье без права выкупа – это недвижимость, которая предоставляется нуждающимся гражданам по государственной программе. Основная особенность – его нельзя получить в собственность, квартира не передается по наследству. Тем не менее, для многих нуждающихся лиц это оптимальная возможность улучшить жилищные условия.

Стоимость аренды государственного жилья

В соответствии со ст. 97 нормативного акта «О жилищных отношениях», плата за использование жилого помещения из фонда государства устанавливается исполнительными органами. При этом используется методика расчета оплаты за использование такой недвижимости. В методике учитывается стоимость возведения одного квадратного метра, срок службы здания.

Что касается коммунальных услуг, то они предоставляются в соответствии с индивидуальным договором между поставщиком и проживающим в квартире лицом, а также в соответствии с публичным соглашением об услугах электроснабжения. Договор заключается с неопределенным сроком, в него могут вноситься изменения.

Проживать в такой квартире можно неограниченное время, однако каждые пять лет необходимо продлевать договор аренды.

Кто имеет право получить арендное жилье от государства

Такие квартиры предоставляются социально уязвимым категориям населения. Список таких граждан определяется в ст. 68 закона, регламентирующего жилищные отношения. К ним относятся:

  • Инвалиды и участники ВОВ.
  • Лица, которые приравниваются к предыдущей категории.
  • Семьи, в которых имеется ребенок-инвалид.
  • Лица с тяжелыми хроническими заболеваниями (психические патология, посттравматические поражения ЦНС, сахарный диабет первого типа, бронхиальная астма в тяжелой форме).
  • Пенсионеры, получающие пенсию по старости.
  • Сироты, а также дети, которые потеряли родителей до 18 лет и на данный момент не достигли возраста 29 лет.
  • Оралманы.
  • Лица, которые потеряли свое жилье в результате техногенной или экологической катастрофы.
  • Семьи с тремя и более детьми.
  • Члены семьи лиц, которые погибли при исполнении государственных обязанностей, на воинской службе, при спасении жизни другого человека, поддержании правового порядка.

Важное условие: эти категории граждан должны получать средний доход за последний год перед обращением с заявлением на получение жилья на каждого человека в семье менее 3,1-кратной величины прожиточного минимума (в 2020 году этот показатель равен  96 667 тенге).

Как получить арендное жилье от государственного фонда

Прежде всего, необходимо посетить акимат и встать на учет в качестве нуждающегося гражданина. Постановка на учет возможна непосредственно в акимате или онлайн (для некоторых регионов, в том числе для жителей Нур-Султана и Алматы). Кроме того, вы можете посетить Правительство для граждан по месту своего проживания. Чтобы претендовать на получение жилья, нужно представить следующую документацию:

  1. Заявление, составленное по определенной форме, с подтверждением согласия на проверку государственными органами наличия квартир в коммунальном фонде.
  2. Документ для удостоверения личности.
  3. Документ, который подтверждает ваше проживание в городах республиканского значения или столице на протяжении трех лет (требуется для граждан, которые проживают в этих населенных пунктах и обращаются по месту своего проживания).
  4. Документы о заключении и расторжении брака до 2008 года, о рождении ребенка (до 2007 года).
  5. Справка от государственного органа, если государственным органом было признано, что ваш единственный дом или квартира находятся в аварийном состоянии.
  6. Справка о совокупных доходах (не предоставляется сиротами и детьми с инвалидностью).
  7. Справка с места службы (если за помощью обращается государственный, военный служащий).

В случае положительного ответа жилье предоставляется на основании соглашения о найме, в котором указываются права и обязанности нанимателей и наймодателей, размер ежемесячной платы, период действия договора, ответственность за нарушение обязательств.