Главная Стрелка Полезное Стрелка Права казахстанцев при пр

Права казахстанцев при приеме жилья: что делать при обнаружении дефектов в квартире в новостройке?

Сдача дома застройщиков и вручение ключей – долгожданное событие, однако оно может быть омрачено низким качеством отделки, недостатками и дефектами. Нередко собственники сталкиваются с неровными стенами, некачественным остеклением.   

Мы, юридическая фирма Yuristy.kz расскажем, что делать и куда можно пожаловаться, если договориться с застройщиком не удается.

Какие права имеют казахстанцы при приеме жилья?

Основное право – приемка объекта в эксплуатацию. Граждане могут запросить у подрядчика такие документы, как декларацию соответствия, заключение о качестве строительных и монтажных работ. При этом генеральный подрядчик обязан предоставить вышеперечисленные бумаги в течение трех дней с момента получения запроса.

Еще одно право – требовать от застройщика бесплатного устранения обнаруженных при осмотре недостатков. Если сторона не спешит выполнять свои обязательства, у граждан есть право обратиться в суд для решения разногласий.

Что делать, если были выявлены дефекты и недостатки в новой квартире?

Главное правило – не спешите подписывать акт о приемке работ, внимательно осмотрите квартиру. Если вы подпишите документ, а недостатки будут обнаружены позже, вам придется исправлять их за свой счет.

Также, для профессиональной приемки квартиры в новостройке, можете воспользоваться услугой специалистов по приемке квартиры. В просторах интернета вы найдете их по запросу: приемка квартиры в "ваш город".

При обнаружении недочетов (трещины, неровности на стенах, неисправность технических узлов, остекления) как можно подробнее опишите их в акте об осмотре с обязательной фото фиксацией. Документ подписывается собственником жилья и представителем застройщика.

Ксерокопию акта с замечаниями необходимо направить в адрес застройщика. Застроищик, в свою очередь, должен подписать документ и поставить печать.

Как быстро должны исправить выявленные дефекты?

Закон «О долевом участии в жилищном строительстве» устанавливает гарантийный срок на строительные объекты. Это время, в течение которого застройщик гарантирует надлежащее качество всех элементов и коммуникаций, срок составляет два года, при этом по желанию застройщика он может быть увеличен.

Гарантийный срок продлевается на время, требуемое для устранения недочетов.

С момента получения акта с замечаниями у строителей есть тридцать дней на устранение дефектов. Если по словам застройщика, провести работы в срок затруднительно (например, по причине сезонности), между сторонами может заключаться отдельное соглашение, в котором указываются новые точные сроки.

Что будет, если сроки исправлений не будут соблюдены застройщиком?

Если сроки, указанные в законе или договоре, затягиваются, у вас есть право на составление досудебной претензии, которая в письменном виде направляется застройщику. Часть такой претензии – акт осмотра жилого помещения, который должен быть составлен в присутствии представителя строительной компании.

Кроме того, для определения степени ущерба может потребоваться независимая оценка на платной договорной основе. Претензия направляется почтой с уведомлением о вручении. После этого у компании будет месяц на устранение недочетов.

Куда жаловаться, если не выполняются требования по исправлению дефектов в новой квартире?

Судебная практика знает примеры, когда даже после направления претензии застройщик не выполняет требования (например, при неисправности окон он снова устанавливает некачественные стеклопакеты). Выход из ситуации один – составление искового заявления в суд.

В исковом заявлении должна быть указана просьба истца устранить имеющиеся недостатки в полном объеме, выполнить гарантийные обязательства. Если вы сделали ремонт самостоятельно, нужно требовать материальной компенсации (к документу прилагаются все чеки и квитанции, договор с застройщиком, акт о выполненных работах, результаты независимой оценки).

При подаче иска истец платит государственную пошлину (один процент от цены иска). Документы можно подать в канцелярию суда лично или онлайн через судебный кабинет.

Таким образом, важно выбрать надежного застройщика перед покупкой квартиры, а при обнаружении недостатков чистовой и черновой отделки знать, как защитить свои права.