Сдача дома застройщиков и вручение ключей – долгожданное событие, однако оно может быть омрачено низким качеством отделки, недостатками и дефектами. Нередко собственники сталкиваются с неровными стенами, некачественным остеклением.
Мы, юридическая фирма Yuristy.kz расскажем, что делать и куда можно пожаловаться, если договориться с застройщиком не удается.
Основное право – приемка объекта в эксплуатацию. Граждане могут запросить у подрядчика такие документы, как декларацию соответствия, заключение о качестве строительных и монтажных работ. При этом генеральный подрядчик обязан предоставить вышеперечисленные бумаги в течение трех дней с момента получения запроса.
Еще одно право – требовать от застройщика бесплатного устранения обнаруженных при осмотре недостатков. Если сторона не спешит выполнять свои обязательства, у граждан есть право обратиться в суд для решения разногласий.
Главное правило – не спешите подписывать акт о приемке работ, внимательно осмотрите квартиру. Если вы подпишите документ, а недостатки будут обнаружены позже, вам придется исправлять их за свой счет.
Также, для профессиональной приемки квартиры в новостройке, можете воспользоваться услугой специалистов по приемке квартиры. В просторах интернета вы найдете их по запросу: приемка квартиры в "ваш город".
При обнаружении недочетов (трещины, неровности на стенах, неисправность технических узлов, остекления) как можно подробнее опишите их в акте об осмотре с обязательной фото фиксацией. Документ подписывается собственником жилья и представителем застройщика.
Ксерокопию акта с замечаниями необходимо направить в адрес застройщика. Застроищик, в свою очередь, должен подписать документ и поставить печать.
Закон «О долевом участии в жилищном строительстве» устанавливает гарантийный срок на строительные объекты. Это время, в течение которого застройщик гарантирует надлежащее качество всех элементов и коммуникаций, срок составляет два года, при этом по желанию застройщика он может быть увеличен.
Гарантийный срок продлевается на время, требуемое для устранения недочетов.
С момента получения акта с замечаниями у строителей есть тридцать дней на устранение дефектов. Если по словам застройщика, провести работы в срок затруднительно (например, по причине сезонности), между сторонами может заключаться отдельное соглашение, в котором указываются новые точные сроки.
Если сроки, указанные в законе или договоре, затягиваются, у вас есть право на составление досудебной претензии, которая в письменном виде направляется застройщику. Часть такой претензии – акт осмотра жилого помещения, который должен быть составлен в присутствии представителя строительной компании.
Кроме того, для определения степени ущерба может потребоваться независимая оценка на платной договорной основе. Претензия направляется почтой с уведомлением о вручении. После этого у компании будет месяц на устранение недочетов.
Судебная практика знает примеры, когда даже после направления претензии застройщик не выполняет требования (например, при неисправности окон он снова устанавливает некачественные стеклопакеты). Выход из ситуации один – составление искового заявления в суд.
В исковом заявлении должна быть указана просьба истца устранить имеющиеся недостатки в полном объеме, выполнить гарантийные обязательства. Если вы сделали ремонт самостоятельно, нужно требовать материальной компенсации (к документу прилагаются все чеки и квитанции, договор с застройщиком, акт о выполненных работах, результаты независимой оценки).
При подаче иска истец платит государственную пошлину (один процент от цены иска). Документы можно подать в канцелярию суда лично или онлайн через судебный кабинет.
Таким образом, важно выбрать надежного застройщика перед покупкой квартиры, а при обнаружении недостатков чистовой и черновой отделки знать, как защитить свои права.