Существует множество неприятных ситуаций, в следствие которых, казахстанцы могут стать жертвами долговых обязательств и подвергнуться жесткому прессингу со стороны коллекторских агентств. Финансовая задолженность может возникнуть как в связи с непредвиденными обстоятельствами, так и ввиду личного нежелания должника возвращать деньги.
«Как вернуть долг без расписки?»
Для взыскания долга кредитор может обратиться в суд, или в коллекторское агентство. Деятельность коллекторов разрешена на территории Республики Казахстан, однако полномочия таких агентств ограничены Законом РК «О коллекторской деятельности».
Какие действия коллекторов является незаконными и куда обращаться, если вам угрожают – расскажем в этой статье.
Согласно законодательным нормам Республики Казахстан, коллекторы имеют право действовать только в рамках установленных правил:
1) так, посещать должника можно только с его согласия и строго в будние дни с 8.00 до 21.00;
2) звонить должнику представители коллекторских агентств могут только в будние дни с 8.00 до 21.00;
3) представителям коллекторских агентств запрещается совершать должнику более трёх звонков в сутки;
4) коллекторам запрещается выходить на контакт с должником в выходные дни.
Также, в случае личной встречи с должником, коллектору необходимо:
– сообщить название агентства, которое он представляет;
– сообщить регистрационный номер агентства;
– озвучить адрес коллекторского агентства;
– сообщить своё имя и должность;
– назвать имя кредитора, обратившегося к данному коллекторскому агентству;
– озвучить структуру задолженности, общий размер задолженности, сумму просрочек, сообщить о возможных комиссиях и штрафах или иных санкциях за просроченный платёж.
Указанные агентства имеют право осуществлять представительство кредитора как в суде, так и в процессе исполнительного производства.
Согласно нормам Закона Республики Казахстан «О коллекторской деятельности», действия коллекторских агентств по отношению к должнику, его представителю или третьим лицам могут быть интерпретированы как незаконные:
– если коллекторское агентство распространяет сведения, порочащие честь и достоинство должника, или могут нанести урон его деловой репутации, а также в случаях, если указанные сведения могут нанести имущественный вред обозначенной категории граждан;
– если коллекторское агентство посягает на права и свободы должника;
– если под угрозу ставятся жизнь и здоровье должника, его представителя, или третьих лиц;
– если агентство использует угрозы в адрес указанных ранее лиц;
– если коллекторское агентство для получения денежных средств от должника использует такие приемы как: мошенничество, подлог документов или шантаж;
– если представители коллекторского агентства вводят должника в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения задолженности;
– если представители агентства разглашают коммерческую или иную информацию, которая охраняется законом РК.
Обратите внимание!
Для банков второго уровня введено правило, согласно которому, они не имеют право уступать право требования долга если просрочка платежа составляет менее 90 дней. Если просрочка платежа касается ипотечного зама физического лица – данный срок составляет 180 дней (то есть, обращаться к коллекторам в этом случае банк может только спустя 180 дней с момента просрочки).
МФО (микрофинансовые организации) не вправе уступать право требования при просрочке менее 90 дней.
Если коллекторские агентства нарушает ваши права и свободы, а также действуют, выходя за рамки существующего законодательства РК – вы предпринять ряд мер для собственной защиты.
1) В случае незначительных нарушений, вы можете обратиться с заявлением о возникших проблемах в коллекторское агентство, представители которого замечены в неправомерных действиях по отношению к вам. Руководство агентства должно на почве указанного заявления провести проверку действий сотрудников на предмет соответствия банковскому законодательству и закону «О коллекторской деятельности».
2) При серьезных нарушениях (или в дополнение к заявлению в коллекторское агентство) вы можете обратиться в правоохранительные органы по месту жительства.
В этом случае к заявлению стоит приложить все, имеющиеся у вас, доказательства (например, аудио- и видеозаписи).
Обратите внимание!
При общении с коллекторами вы имеете право на фото- и видеофиксацию происходящего. Данные материалы могут стать доказательством нарушения ваших прав.
3) Также, подать жалобу на недобросовестные действия коллекторов можно в Национальный Банк Казахстана.
Для этого можно:
– лично посетить отделение банка и составить заявление;
– оформить жалобу в специальном приложении Национального Банка – «НБК Online», в разделе «Деятельность коллекторских агентств»;
– направить заявление по почте или по электронной почте.