Главная Стрелка Полезное Стрелка Что делать, если испортил

Что делать, если испортил товар в магазине?

Происшествия, связанные с прочей товара, могут быть самые разные – от разбитой по неосторожности вазы до рухнувшего стеллажа с бытовой техникой. В каком случае возмещение убытков будет вашей обязанностью?

Согласно законодательству РК, при определении виновного в повреждении товара могут быть учтены следующие положения:

1) ст. 190 Гражданского кодекса Республики Казахстан содержит информацию о том, что все риски, связанные с порчей товара могут быть адресованы посетителю магазина только после того, как он приобретёт статус покупателя. Данный статус присваивается после получения чека на купленную в магазине продукцию, поэтому до тех пор, пока вы не оплатили товар, ответственность за него лежит на руководстве магазина. 

2) Однако согласно 917 ст. Гражданского кодекса РК, нанесённый кому-либо имущественный вред должен быть возмещён в полном объеме. А это значит, что разбитая по неосторожности бутылка дорогого алкоголя, или другой поврежденный вами товар могут стать поводом для взыскания убытков. 

Платить или не платить? 

В случае, если имуществу продавца нанесён вред по вашей вине, вносить компенсацию действительно придётся. Однако, если вы уверенны, что причиной ущерба послужили действия сотрудников магазина или иных лиц (например, плохо закреплённые элементы конструкции стеллажей, или неустойчиво установленный товар) – вы можете доказать свою непричастность к порче имущества.  Если вам удастся аргументировать свою невиновность – суд избавит вас от необходимости возмещать ущерб. 

Администрация магазина не имеет права принуждать посетителя возместить убытки, если не были обеспечены надлежащие условия хранения товара и клиент отказывается от внесения компенсации. В этом случае пострадавшая сторона может обратиться в суд и попытаться доказать вину покупателя. 

Акт о порче товара 

Если вы уверенны, что причиной порчи имущества послужили ненадлежащие условия хранения, а сотрудники магазина настаивают на выплате компенсации – избежать нарастания конфликта поможет составление акта о порче товара. В нем необходимо указать:

  • описание случившегося;
  • время и обстоятельства инцидента; 
  • данные каждой из сторон конфликта. 

Также, вы можете найти свидетелей произошедшего, которые зафиксируют правильность изложенных событий поставив в документе свои подписи. 

Для доказательства невиновности можно использовать фото и видео материалы с места событий, заснятые на телефон или камеры видеонаблюдения. 

Может ли охранная служба магазина задержать посетителя?

Часто случается так, что администрация магазина настаивает на немедленной выплате компенсации, а сотрудники службы безопасности не дают посетителю покинуть его пределы без возмещения ущерба. 

Согласно ст. 39 кодекса РК «Об административных правонарушениях» и ст. 33 УК РК – сотрудники службы безопасности имеют право задержать лицо, подозреваемое в совершении административного правонарушения или преступления до прибытия уполномоченных представителей закона, или с целью предотвращения повторных нарушений. 

При этом, законодательством РК обозначены размеры причинённого вреда имуществу, при котором сотрудники службы безопасности действительно имеют право на задержание. Мера может быть осуществлена только при причинении крупного или значительного ущерба магазину. 

Размер крупного ущерба определён в кодексе РК «Об административных правонарушениях» и составляет сумму превышающую установленный месячный расчётный показатель (МРП) более, чем в 500 раз. 

Значительный ущерб, согласно ст. 187 Уголовного кодекса РК, может быть квалифицирован, если сумма нанесенного вреда превышает МРП более, чем в 1000 раз. 

В случае если товар был не уничтожен, а лишь частично поврежден – учёт причинённого ущерба должен определяться не полной стоимостью товара, а только размером причинённого вреда (например, стоимостью ремонта). 

Обратите внимание! 

Задержать посетителя магазина, повредившего товар, сотрудники службы безопасности могут только в том случае, если был причинен крупный или значительный ущерб. Также, целью задержания может быть только ожидание сотрудников органов внутренних дел, которые и разберутся в ситуации. 


Требовать моментальной выплаты компенсации ни сотрудники службы безопасности, ни администрация магазина не имеют права!