Вы спешите по своим делам на личном автомобиле и вдруг вас останавливает сотрудник ДПП... в каких случаях вас могут остановить? Как себя вести, чтобы не нарушить права полицейских и защитить свои?
Знание ответов на эти вопросы позволят вам действовать максимально эффективно и сэкономить как своё время, так и время сотрудников полиции.
Правила дорожного движения Республики Казахстан регламентируют право инспектора ДПП сигнализировать о необходимости остановки. Сделать это он может только в том случае, если:
1) он находится на служебном автомобиле и призывает вас остановиться с помощью громкоговорителя, указывая номера вашего транспортного средства;
2) инспектор жестом руки или жезлом указывает, что вам необходимо остановиться в определённом месте.
В указанных случаях водитель транспортного средства обязан остановиться. После того как водитель остановился, инспектор ДПП обязан сообщить свою должность, специальное звание, фамилию и подразделение, в котором он служит, а также причину остановки. Основанием для остановки может стать нарушение водителем правил дорожного движения, принятых в РК, которое было зафиксировано с помощью специальных технических средств. В этом случае инспектору сотрудник полиции должен предоставить водителю возможность ознакомиться с данными материалами.
Обратите внимание! Согласно Закону РК «О дорожном движении», требовать остановку транспортного средства сотрудник полиции может:
Безосновательные требования остановиться запрещены законом! Требование остановиться для проверки документов вне стационарных постов является безосновательным!
Общаться с сотрудником ДПП необходимо максимально вежливо и корректно. Вы имеете право попросить инспектора предоставить вам не только указанную ранее информацию, но и запросить у него номер нагрудного знака и служебное удостоверение.
В случае несогласия с предъявленными обвинениями водитель имеет право письменно зафиксировать своё несогласие в протоколе административного правонарушения в графе «Объяснения физического (юридического) лица». Водитель должен письменно изложить свою версию событий в двух экземплярах, один из которых передается инспектору, а другой остаётся водителю. Сотрудник ДПП должен сделать отметку и поставить подпись о получении копии с вашим несогласием.
Следующим важным пунктом является разъяснение сотрудником полиции обвинений в правонарушении. В протоколе есть графа «С протоколом ознакомлен, копию получил. Права и обязанности, указанные в статье 584 КоАП РК, мне разъяснены, место и время рассмотрения объявлены». В том случае, если сотрудник ППС не провёл разъяснительную работу вы имеете право написать в протоколе, что ваши права не были разъяснены.
Также, водитель имеет право:
Инспектор ДПП не имеет право требовать у водителя бумажное подтверждение страховки автомобиля. С 1 января 2019 года в РК действует электронное страхование, вследствие чего, инспектор должен проверить страховку с помощью технических средств в электронной базе данных.
Также, нет необходимости предоставлять доверенность на управление транспортным средством, если оно принадлежит не вам. Владельцу автомобиля достаточно вписать данные доверенного лица в страховой полис.
Если владелец ТС не может управлять автомобилем в силу различных обстоятельств (например, алкогольное опьянение), то согласно закону РК, он имеет право предать управление другому человеку, при наличии у него водительского удостоверения. В случае передачи управления тому, кто не имеет права на управление ТС, владелец автомобиля может получить административное взыскание, так как это противоречит законодательству РК.
Таким образом, при остановке ТС водитель обязан иметь при себе только водительское удостоверение и свидетельство о госрегистрации автомобиля.
В некоторых случая в число необходимых документов входит путевой лист и документы на перевозимый груз.
Обжаловать неправомерные действия сотрудника ДПП, согласно ст. 655 Административного кодекса РК, можно в вышестоящие органы. Чаще всего жалоба подаётся на имя начальника управления дорожной полиции. Однако вы имеете право подавать жалобу на сотрудников ДПП и на имя министра внутренних дел.
Жалобу можно подать в установленной форме в отделении УДП. Заявления такого рода должны приниматься круглосуточно.
По закону все поступающие жалобы должны проверяться ответственными за это лицами, а результаты проверки должны быть сообщены руководству.
Ответ на жалобу должен быть предоставлен в течение 15 дней с момента составления.