Маркировка – уникальный код, расположенный на упаковке товара. Он может быть текстовым или графическим, но самые современные способы маркировки товара предполагают нанесение специального черно-белого знака DataMatrix, который позволяет фиксировать всю необходимую информацию о продукте в электронной системе контроля.
В первую очередь, маркировка товаров необходима для борьбы с контрафактной продукцией. Электронное фиксирование данных не позволяет мошенникам продавать что-либо иное под видом известных брендов.
С помощью кода можно подтвердить оригинальность покупаемой продукции, узнать дату изготовления и серийный номер изделия.
Также, используя код маркировки можно автоматизировать и существенно ускорить движение товара на всех этапах поставки. Производители и продавцы могут фиксировать, и при необходимости считывать всю нужную информацию о движении товара в электронной базе – для этого необходимо просто отсканировать уникальный код.
С 2019 года в Республике Казахстан был введён пилотный проект маркировки табачных изделий, а с 2020 года были введены правила об обязательной маркировке ряда товаров, среди которых выделены следующие приоритетные группы:
С введением обязательной маркировки работа в соответствующих базах данных становится обязанностью всех участников реализации товара – от крупных производителей до небольших розничных магазинов.
Нанести на товар специальный код задача производителя. После маркировки все передвижения товара должны отслеживаться в специальной информационной системе. Процесс сопровождается выпиской акта приема-передачи продукции и сканированием маркировочного кода. При этом в информационной системе фиксируется каждый этап реализации товара.
Продавцы должны в обязательном порядке сверять коды, заявленные в акте приёма-передачи с теми, что фактически нанесены на товар. Если коды не совпадают – необходимо отказаться от приёма товара.
Также, данные о продажах будут автоматически отображаться в базах данных налоговой, что поможет сократить случаи махинаций с налоговыми выплатами.
Магазины розничной торговли должны предпринять ряд подготовительных работ для того, чтобы начать работать с маркированной продукцией.
Необходимо:
1) получить ЭЦП для того, чтобы зарегистрироваться в системе маркировки.
2) зарегистрироваться в системе маркировки;
3) настроить взаимодействие товароучетной программы с информационной базой маркировки;
4) подключиться к ОФД;
5) установить 2D-сканер для сканирования кода Data Matrix.
Списать маркированный товар или восстановить ранее списанный (в случае оформления возврата товара) можно с помощью все той же информационной системы маркировки. В случае списания в ходе инвентаризации необходимо заполнить соответствующий электронный документ – «Уведомление о выводе из оборота». В нем нужно указать дату и номер бухгалтерского документа основания и причину вывода товара из оборота.
При продаже код маркировки автоматически выводится из системы после сканирования кода продавцом.
В случае возврата товара восстановить его в системе можно также с помощью сканирования кода маркировки.