Как планировать семейный бюджет

В чем секрет рационального ведения бюджета? Как его планировать, чтобы хватало не только на покупку еды, но и на какие-либо развлечения, приобретения, путешествия? Разберемся!

Для начала нужно определить какой тип финансовых отношений в вашей семье. Всего их бывает три вида:

• Общий бюджет
Такой тип семейного бюджета предполагает, что все финансовые поступления каждого члена семья складываются в общую сумму. Планирование расходов при таком варианте должно быть совместным. Общий бюджет подходит только тем парам, которые полностью доверяют друг другу и умеют находить компромисс. Однако при ведении такого типа бюджета, тот, кто зарабатывает больше, может чувствовать себя обделенным.

• Совместно-раздельный бюджет
При совместно-раздельном бюджете члены семьи складывают в общую сумму определенную часть своей зарплаты, а остальное тратит по своему усмотрению. Общие деньги при этом тратятся на еду, оплату коммунальные услуг, покупку мебели и т.д.

• Раздельный бюджет
При раздельном бюджете каждый член семьи тратит лишь свою зарплату. Общих финансовых взаимоотношений такой вариант не предусматривает. С одной стороны это удобно: что заработал, то и потратил на себя. Но в случае крупных приобретений, планировании совместного отпуска, да и расходов на питание, могут возникнуть разногласия.

Какой тип семейного бюджета вести, решает каждая пара самостоятельно. Если вы решили иметь общие деньги, то нужно учитывать, что такие отношения предполагают полное доверие супруг и умение договариваться.

Как планировать расходы

Метод №1. Определяем среднюю сумму расходов по каждой группе

Чтобы определить сумму ежемесячных расходов, нужно несколько месяцев их записывать. Кстати, это очень дисциплинирует и помогает не совершать лишних трат. По истечению пары месяцев все записи собираются вместе, сортируются и суммируются по группам. Далее полученные суммы делят на количество месяцев, в течение которых проводился опыт и определяется средняя величина.
Теперь при планировании бюджета на следующий месяц вы знаете, сколько денег у вас уходит на продукты, на оплату коммунальных счетов, развлечения и прочие расходы. Рекомендуется также оставлять резервные деньги. В случае если расходы превысят планируемую сумму, можно им воспользоваться. Но все-таки нужно стараться придерживаться установленного лимита.

Метод №2. «50/30/20»
При этом варианте зарплата делится на три группы. 50% полученных денег откладывается на питание, 30% - на развлечения и отдых, 20% - в неприкосновенный запас.

Метод №3 «50/30/10/10»

Этот метод очень схож с предыдущим. Его отличие в том, что вместо 20% в неприкосновенный запас откладывается только 10%, а оставшаяся часть направляется в резерв, а затем в копилку на какие-либо крупные приобретения.

Метод №4. Сортируем деньги по группам в процентном соотношении
Многие хозяйки считают этот метод наиболее рациональным и правильным. Деньги распределяются по категориям в следующем процентном соотношении:
45% полученных денег направляется на приобретение продуктов питания, оплату коммунальных и прочих обязательных платежей;
25% - на непредвиденные расходы;
10% - на неприкосновенный запас;
10% - в резерв;
5% - на отпуск;
5% - на повышение квалификации, обучение и т.п.

Выбрать можно любой способ планирования расходов. Главное не выходить из установленных лимитов, не соблазняться на приобретение дорогих и необязательных вещей и тратить деньги осознанно.